Депутат Государственной думы Елена Вторыгина (фракция "Справедливая Россия") подвела итоги сезона 2009-2010 гг. в интервью корреспонденту Новости. Что необходимо сделать для модернизации страны, какие шаги уже предприняты, а что - только в планах, о развитии демократических институтов - обо всем этом она рассказала в беседе с корреспондентом агентства.
Новости: Елена Андреевна, каковы, на ваш взгляд, главные итоги политической к экономической жизни России в 2009-2010 гг.?
2009 год был достаточно сложным, хотя особых потрясений не принес. Мировой финансовый кризис продолжал напоминать о себе, это ощутили все слои нашего общества. Из положительных новшеств прошлого года могу отметить отчет Правительства перед российским парламентом. Это, на наш взгляд, позволит депутатам более оперативно влиять на работу исполнительной власти. Запомнился ряд антикоррупционных дел с чиновниками, и как следствие - введение обязательной публикации сведений о доходах и имуществе чиновников всех уровней. Это тоже положительный момент - отныне граждане могут самостоятельно видеть, кто и как, на какие средства живет. В 2009 году начали действовать поправки в выборное законодательство, делающие его более демократичным. Отмена избирательного залога и уменьшение числа подписей - существенный шаг вперед. Кроме того, был снижен возрастной ценз для кандидатов на выборные представительные должности муниципального уровня с 21 до 18 лет. Это позволит увеличить представительство молодежи в органах власти. Конечно, запомнились итоги осенних политических баталий, там были определенные переломные моменты для правящей партии и успехи оппозиции.
Обязательно отметила бы старт программы по модернизации страны, предложенный Дмитрием Медведевым. Вы помните его статью "Россия, вперед!", в которой президент поставил задачи на ближайшие годы. "Справедливая Россия" читает, что России действительно нужна модернизация, под которой мы понимаем системные изменения не только в экономике и в политической жизни, но, главное - в общественном сознании. Что касается 2010 года, он еще не закончен, впереди даже плановых событий еще много. Например, единый день голосования 10 октября, когда пройдут выборы в законодательные органы власти регионов России и муниципалитетов. Но обязательно отметила бы проблему ЖКХ и роста тарифов, монетизацию в этой сфере. "Справедливая Россия" выступила с резкой критикой существующей тарифной политики и предложила несколько более человечных законопроектов. К сожалению, целый ряд наших предложений по вопросам ЖКХ не был поддержан парламентским большинством.
Очень болезненной после принятия закона о коммерциализации бюджетных организаций стала проблема выживания школ, больниц, музеев. Мы глубоко убеждены и говорили об этом от чтения к чтению, что изменение статуса бюджетных организаций является ошибочным. Этот закон как пороховая бочка, даже подготовка к его применению уже будоражит коллективы. Началось закрытие малокомплектных школ, библиотек, на очереди - оставшиеся ФАПы, малые музеи. Что самое неприятное - закон принят с началом реализации только с июля 2012 года. Почему не сразу с момента принятия? Да потому, что партия власти боится социального взрыва, а к лету 2012 года выборы уже пройдут - и депутатов Госдумы, и президента. "Справедливая Россия" хорошо понимает все негативные последствия этого закона, поэтому мы будем делать все, чтобы закон приостановить.
Новости: В своем послании президент также говорил о необходимости модернизации. Времени прошло уже много. Как вы считаете, есть ли результат - выполняется ли поручение президента?
Действительно, прошел почти год, но реальной стратегии модернизации правящая элита так и не предложила. При этом достаточно "удачно" отбиваются все дельные инициативы оппозиции. Например, альтернативный бюджет 2010 года, который предложила фракция "Справедливая Россия", прогрессивное налогообложение, расчет всех бюджетов исходя из минимального социального Стандарта, а не из прожиточного минимума, совершенствование пенсионного законодательства и т.д. Глубоко убеждена, что законотворческая деятельность депутатского корпуса - это один из главных факторов перехода на инновационный путь развития. Мы, депутаты, можем и должны помочь России уйти с "нефтяной иглы", обеспечить населению комфортное, достойное проживание на территории страны, уверенность в завтрашнем дне. Пока у правящей партии это плохо получается. Люди судят о нас не по партийным лозунгам, а по конкретным делам. Именно поэтому большинство разработанных и внесенных нашей фракцией законопроектов в Государственной Думе (всего внесено 304 законопроекта) направлены на создание современного социального государства. Я уже назвала законопроекты: по прогрессивному налогообложению, совершенствование пенсионного законодательства; плюс - инновационные законопроекты помощи населению в строительстве жилья (о строительных сберегательных кассах), поправки в законодательство по расширению использования материнского Капитала и т.д. - все это направлено как раз на модернизацию экономики и социальной сферы страны. Во-вторых, "Справедливая Россия" последовательно настаивает на модернизации политической системы. По нашему убеждению, однопартийная система с доминирующей партией не способна преодолеть вялость экономики или слабость социальной сферы, она не может остановить коррупцию и, по большому счету, только усугубляет политическое равнодушие населения.
Новости: Как бы вы охарактеризовали нашу страну перед началом активной предвыборной президентской кампании?
Вы что хотите услышать? Об отношении людей к действующей власти или прогноз относительно претендентов на президентское место? Думаю, любой прогноз сегодня будет ошибочным. До президентских выборов еще слишком далеко, за это время состоится ряд выборов в региональные и муниципальные органы власти, выборы депутатов Государственной Думы. Если вы имеете в виду падение рейтингов ведущих политиков в августе, то смею заверить: это не показатель истинного состояния общества. Август, как правило, характеризуется определенной гражданской апатией, а тут еще аномальная жара, пожары...
Новости: Можно ли считать показателями работы глав регионов то, что происходит сейчас в центральной России в период аномальной жары. Я об огромном количестве пожарах говорю.
Если глава региона, когда у него горят тысячи гектаров леса, уходит в отпуск - это показатель его безответственного отношения к населению края, к своим обязанностям. Имею в виду также и нашу Архангельскую область, в которой полыхают сорок лесных пожаров, горит более 3,5 тысяч гектаров леса. Вопрос второй, насколько велико влияние главы региона на исправление ситуации? Тут тоже многое зависит от принимаемых главой решений и усилий. И эти усилия оценивает президент.
Новости: Как вы считаете, почему президент не объявил о необходимости во всех регионах собирать гуманитарную помощь, как это было после нападения Г рузни на Северную Осетию? И почему далеко не все регионы сами откликнулись на стихийное бедствие?
Не хотелось бы так думать, но многочисленные факты говорят сами за себя: гуманитарная помощь все чаще становится объектом наживы недобросовестных чиновников. Что касается населения, тут вы не правы - в России большинство людей принимают близко к сердцу чужую беду и помогают, чем могут, и это делается не по указу президента, а по велению души. Насколько мне известно, сегодня людям помогают в Рязанской, в Волгоградской, в Московской и других областях, открыты специальные счета, доставляется гуманитарная помощь конкретным семьям, детей из пострадавших деревень безвозмездно принимают в южных здравницах.
Новости: Вообще, на ваш взгляд, является ли эффективным это "ручное управление" страной, когда премьер-министр летает на самолете и тушит пожары сам; когда президент приезжает в особо пострадавшие районы и раздает обещания? Как надолго президента и премьер- министра должно хватить?
Да ни о каком "ручном управлении" речь не идет. Просто существует правило: в трудные моменты лидер должен показать населению, что он держит ситуацию под контролем, должен посеять уверенность, показать свою сопричастность. И мне как гражданину импонирует, что президент, в отличие от глав регионов, не в отпуске, а работает.
Новости:
Президент также заявлял о том, чтобы партия "Единая Россия" не узурпировала власть. После этого в избирательном законодательстве были приняты послабления партиям, набравшим наименьшее количество голосов. Как вы считаете, были ли сделаны реальные шаги к тому, чтобы оппозиция имела больший вес?