Столичный опыт – другим регионам
|
В большинстве развитых стран мира транспортную отрасль давно уже невозможно представить без страхования. В частности, сложнейшее и дорогостоящее дорожное строительство ...
|
В большинстве развитых стран мира тран
спортную отрасль давно уже невозможно представить без страхования. В частности, сложнейшее и дорогостоящее дорожное строительство не может обойтись без страховой защиты. В России молодой, высокотехнологичный и интеллектуальный рынок страхования строительных рисков также продолжает развиваться в помощь тран
спортникам даже в условиях кризиса. О его работе рассказал генеральный директор страхового акционерного общества «Гефест», доктор экономических наук Александр Миллерман.
– Александр Самуилович, расскажите, как кризис повлиял на рынок страхования в строительной отрасли?
– На нашем рынке проблемы те же, что и в экономике страны. Когда уменьшаются объемы строительства, уменьшаются и объемы страхования. Если до кризиса прирост рынка страхования в строительстве составлял до 30% в год, то в текущем году он снизился на 5% по сравнению с прошлым годом. Строительный рынок «просел» гораздо глубже: в целом по году снижение, по нашим расчетам, составит 10–12%. Сравнение этих цифр означает, что даже в такое трудное время заказчики и строители не начали экономить на страховании. Несмотря на снижение объемов строительства, процент застрахованных объектов скорее увеличивается. Строительным организациям приходится работать сегодня в условиях жесткой экономии, искать более эффективные проектные решения и резервы в собственных сметах. Поэтому грамотное управление рисками, которое обеспечит финансовую безопасность строителей, особенно важно в этот период.
– Значит, стройки, финансируемые государством, по-прежнему на 90% застрахованы?
– Если говорить о федеральных трассах, то в семи из десяти случаев заказчик сегодня включает в условия контракта обязательное страхование строительно-монтажных работ и гражданской ответственности. Практически всегда страхуется строительство новых дорог, а также выполнение работ в сложных условиях. Типичный пример – застрахованный нами участок автодороги М-27 Джубга–Сочи в Краснодарском крае. Учитывая, что объект с тоннелями, высокой оползневой опасностью, заказчик прекрасно осознает меру своей ответственности и выдвигает к подрядчикам жесткие требования по страхованию. Не могу сказать, что страхование объектов регионального и муниципального значения – очень распространенное явление. Но пример Москвы, которая всегда была лидером в развитии страхования в строительстве, благодаря тому, что руководители стройкомплекса очень ответственно подходили к управлению рисками бюджетного строительства, постепенно распространяется и на другие регионы.
– Говорят, что из-за кризиса в страховании строительных рисков резко усилилась конкуренция и упали тарифы. Вы ощущаете это на себе?
– Да, из-за кризиса многие сегменты страхового рынка «съежились», и страховые компании ринулись на строительный рынок. А это чревато. Нельзя сегодня страховать розничную торговлю, а завтра – строительство. У каждого продукта своя специфика. Я недавно читал лекцию студентам в Академии народного хозяйства о том, как правильно страховать строительные риски: нельзя просто подписать договор и ждать, пока закончится срок его действия. Надо знать, что происходило на стройплощадке вчера и что происходит сегодня, быть в курсе всего, что происходит на строящемся объекте, проверять, не изменились ли проектные решения, технология и качество работ, были ли авралы. Словом, надо вникать во все детали, так как в зависимости от этого будут регулироваться страховые убытки. Для этого в страховых компаниях нужны целые подразделения экспертов-инженеров, специалистов с техническим образованием. У нас в «Гефесте», например, многие имеют по два диплома о высшем образовании – по строительному и страховому делу. А если за дело берется неспециалист и делает из этого вида страхования розничный «коробочный» продукт – это выглядит, по меньшей мере, смешно. Но главное – негативно влияет на рынок.
Снижение тарифов на страхование СМР действительно в целом по рынку составило 20–25%. Однако в более долгосрочной перспективе они должны вернуться к прежнему уровню – это необходимо страховщикам для восполнения страховых резервов на случай катастрофических убытков.
– «Гефест» уже больше 15 лет занимается страхованием объектов дорожного строительства. Сейчас у вас много тран
спортных объектов?
– Да, это по-прежнему самый «родной» для нас сегмент строительного рынка. Ведь «Гефест» первоначально создавался именно для этого – чтобы страховать дорожное строительство. Хотя со временем мы получили большой опыт работы и с промышленным, и с гражданским строительством, сейчас широко страхуем корпоративные имущественные риски в разных отраслях. Но около 40% всех застрахованных нами объектов до сих пор именно дорожные. В последнее время активно шла работа по страхованию участков федеральной дороги М-4 «Дон». Среди крупных объектов можно также назвать магистрали: М-10 «Россия»
Москва–Санкт-Петербург, М-55 «Байкал» от Челябинска до Читы и мостовой переход через реку Лену на этой автодороге и многие другие.
– В этом году отмечается 200-летие тран
спортного ведомства. Что вы, как потомственный строитель и профессиональный страховщик, хотели пожелать своим коллегам – работникам отрасли?
Мне очень приятно поздравить их с этим замечательным юбилеем. Пусть эта дата станет началом новой эпохи в жизни отрасли, временем инноваций, современных технологий, стабильности и процветания. Известно, что строительство и модернизация дорог дает мощный мультипликативный эффект, когда
экономика начинает развиваться ускоренными темпами. Хочу пожелать всем работникам отрасли еще не раз испытать этот эффект на себе, и конечно, крепкого здоровья, неисчерпаемой энергии, достижения всех поставленных целей и успехов на долгие годы! >Московская перспектива Глебов Е.