"Дипломатическое противостояние Украины и Румынии ведет к реальным экономическим потерям. Ситуация с островом Змеиный оставила Украину без миллиардов кубометров нефти и газа. Канал "Дунай - Черное море" приносит убытки, без поддержки ЕС Украина проиграет". Об этом пишет эксперт фонда им. Генриха Бёлля Кристоф Метц в статье для издания "Дело".
"Сегодня у Украины нет глубоководного выхода из Дуная в Черное море по своей территории. Поэтому украинские суда вынуждены пользоваться румынскими каналами. Но в случае строительства канала "Дунай - Черное море" этот выход появится. Среди главных выгод для Киева от реализации проекта - то, что транспортные потоки частично будут перенаправлены в украинский канал. А значит - часть сборов, которые сегодня суда уплачивают за транспортировку грузов румынской стороне, потечет в казну Украины. Это позитивно повлияло бы на ситуацию с платежным балансом Украины", - отмечает автор. "Первая стадия строительства украинского канала уже завершена. Воспользоваться им сегодня могут суда с осадкой до 5 метров (глубина канала 5,5 м). Очередь - за второй стадией. На этом этапе канал должен быть углублен до 7,5 м. Но здесь проект и "застопорился". Хотя по планам в прошлом году строительство должно было уже закончиться, на деле реализация второго этапа даже не начиналась", - напоминает он.
"Проблема - в позиции Румынии. Чтобы развязать против Киева полноценную дипломатическую войну за судоходство на Дунае, Бухарест зацепился за простую формальность. Он заявил, что Украина не по форме, предусмотренной конвенцией ESPOO (Оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте), проинформировала Румынию о возобновлении судоходства в русле Быстрое. Согласно конвенции, одна страна принимает окончательное решение об инфраструктурном проекте в приграничной зоне только тогда, когда вторая подтверждает его безвредность для экологии ее территории. В результате Украина оказалась перед необходимостью доказывать, что ее проект не несет большой угрозы экологии. Избежать нескольких раундов консультаций с другими государствами Дунайского бассейна Киев не смог. Но пока реализация канала "заморожена", в нем никаких строительных работ не ведется. В результате он быстро заиливается, и первые жертвы - суда, севшие в канале на мель, - уже есть", - говорит эксперт.